Храм Архангела Михаила в селе Новленское - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1627 год. Составлена Писцовая книга города Вологды.

Нужна ревизия населения ... 

 

«…великое государство не может без учета населения жить.… Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Как же мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных? Нужна ревизия населения…»
                                                                          Екатерина II

 

 

ПИСЦОВАЯ КНИГА ВОЛОГДЫ 1627 года
Это описание города, произведенное в 1627. Название ее - "Письма и меры князя Ивана Мещерского да подьячего Федора Строгова". Книга содержит разнообразные сведения о город, застройке, населении и его занятиях. В ней сообщается, что Вологда делилась на 4 части: Город, Верхний посад, Нижний посад и Заречье. Первая из них была частично ограждена каменной стеной (около 670 м) и частично - деревянной (около 2 тыс. м). На 6 городских улицах стояло 423 двора, в т. ч. 142 - пустых. В посадах было 23 улицы и 15 переулков. В них - 591 двор, в т. ч. 13 пустых. Иностранным купцам принадлежало 11 дворов. Всего в Вологде насчитывалось 1 025 жилых дворов, населения - около 5 тыс. человек, 60 церковных храмов: каменный Софийский собор, 18 "ружных", 39 приходских, 2 пустые деревянные церкви, 3 монастыря (Горний Успенский женский, Ильинский мужской - оба в Верхнем посаде и Воздвиженский мужской на Введенской ул.). На реке Содемке находилась "пустынька", на месте которой впоследствии был создан Свято-Духов монастырь. В границах Города находились: воеводский двор, "изба съезжая дьячья", тюрьмы, казенная и таможенные избы, Архиерейское подворье. 116 дворов значилось в "тягле". Один двор входил в категорию "лучших", 3 - "средних", остальные 112 - "молодших" (Деление по категориям - по степени достатка и размерам податей, которые платили "тягловые" жители.). Значительную часть городских строений составляли торговые помещения. Посадским людям принадлежали 194 лавки и 39 амбаров, дворянам и "детям боярским" - 58 лавок и 17 амбаров, церквам и монастырям - 39 лавок и 6 амбаров, иногородним купцам - 12 лавок. Торговые помещения имели также стрельцы, ямщики и др. служилые люди. Всего в Городе и на посадах было 318 лавок и 71 амбар. Имелось также 12 "харчевенных мест" и 7 кабаков. Сохранился ли подлинник книги, неизвестно. Перепись опубликована в 1904 по списку 1629.
ПИСЦОВЫЕ КНИГИ - сводные описания хозяйства в Русском государстве XV - XVII вв., составлявшиеся для податного земельного обложения - сошного письма. Описания включали и городскую (церкви, дворы, лавки), и сельскую (пашни, сенокосные угодья и др.) местности. Составление Писцовых книг было закончено в 1592 г.
 
ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ВОЛОГДЫ 1711-1713 годов  
Представляет собой описание Города, выполненное Иваном Шестаковым, Василием Пикиным, "комиссаром" Иваном Федоровичем Тяпкиным и Дмитрием Лызловым. Содержащиеся в ней данные о городских строениях более подробны, чем в Писцовой книге 1827 года. Исчисление дворов сделано по посадам. На Нижнем посаде - 629 дворов жилых и 90 пустых; в Городе – 323жилых дворов и 81 пустых; в Заречье соответственно- 434 и 91; на Верхнем посаде - 327 и 157. Улиц в Вологде - 61, переулков - 43. Население Вологды в это время составляло, по подсчетам краеведа Н. И. Суворова, около 10 тыс. чел. К существовавшим в XVII в. обителям прибавился Свято-Духов монастырь. Каменных церковных зданий в Вологде - 19, деревянных - 38, каменных гражданских зданий - 11, в основном это погреба и амбары. Торговых помещений - более 500. Ремесленное производство было представлено 113 "заводами", производящими мыло, кирпич, масло, сало, свечи и пр. В городе также работала 41 кузница. До настоящего времени книга не опубликована.
ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ. 1897
В этом году были собраны данные о численности населения по полу и возрасту, сословиям, вероисповеданиям, языку, грамотности, занятиям. Приведем некоторые из этих данных: всего населения в Вологодской губернии – 1341785 человек. В Вологде - 27705, в т. ч. мужского пола - 14042, женского пола. - 13663; по сословиям: дворяне потомственные и личные - 3832 (14%), духовенство - 1764 (6%), купцы - 659 (2%), мещане - 8230 (30%), крестьяне - 12028 (43%), иностранные подданные - 67 (0,2%), остальные сословия - 1125 (4%); по вероисповеданиям: православные - 27019 (97%), старообрядцы - 20 (0,07%), католики - 175 (0,6%), протестанты - 159 (0,6%), магометане - 65 (0,2%), иудеи - 267 (1%). Число грамотных среди вологогодских дворян - 3194 (83%), духовенства - 1571 (89%), купцов и мещан - 5815 (65%), крестьян - 5845 (48%), других сословий - 251 (22%), а всего грамотных в Вологде- 16676 (60%), в губернии - 256055 (19%). По семейному положению: "холостые и девицы" - 16521 (59%), состоящие в браке - 8590 (31%), "вдовые" - 2481 (9%), разведенные - 44 (0,1%), не указавшие - 69 (0,2%). По месту рождения: уроженцы города и уезда - 10908 (39%), Вологодской губернии - 12692 (45%), других губерний - 4052 (14%), других государств - 53 (0,2%).
ЭТО ИНТЕРЕСНО
На Руси первую перепись населения провели татаро-монголы в 1245 году. За ней последовали еще три переписи, примерно через 14 лет каждая. Однако они не были всеобщими, так как переписчики считали только дома для обложения данью.
С середины XVI века переписи стали постоянными и представляли собой земельно-хозяйственные описания, которые фиксировались в писцовых книгах.
В XVII веке с развитием ремесел и торговли единицей налогообложения вместо земельного участка стал двор (то есть хозяйство) и переписи превратились из поземельных в подворные. Они учитывали тягловое (платившее налоги) население.
Подворный учет существовал в России чуть более полувека. Всего известно 4 подворных переписи. Первая была проведена Алексеем Михайловичем Романовым в 1646 – 1647 гг., а последняя (Ландартская перепись) – Петром I в 1715 – 1717 гг.
 Для проведения переписи в уезды направлялся писец и несколько помощников – подьячих. Писец получал наказ – инструкцию о том, как проводить перепись, и «приправочную книгу» с описанием местности. Воеводы обязаны были содействовать переписчикам, назначать им помощников из числа местного населения и обеспечивать всем необходимым. 
В начале XVIII века налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с этим была принята и новая форма учета населения – ревизии («подушные переписи»). Решение о проведении первой ревизии было принято Петром I в 1718 году: «Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола...» Такие «сказки» (списки) собрали только через три года, а затем такой же срок потребовался для проверки («ревизии»).
До отмены крепостного права прошло десять ревизий. Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий – людей, числившихся в списках для уплаты подати. По этой же причине помещики задерживали подачу ревизских «сказок». Поэтому многие умершие числились живыми (это явление послужило основой сюжета гоголевских «Мертвых душ»).
После реформы 1861 года начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях. Однако обычно они представляли собой полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей.
Со временем перешли к научно организованным переписям. Особенно часто они проводились в Москве и Петербурге. В Астраханской, Акмолинской, Псковской, Нижегородской губерниях переписывали только жителей городов, в прибалтийских (Курляндской, Лифляндской и Эстляндской) – все население. Таких местных переписей было организовано не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.
Единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году по инициативе П.П.Семенова-Тян-Шанского. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века. Она проводилась по единой программе по всей стране одновременно. Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов (возраст, брачное состояние, сословие, состояние или звание, место рождения, место приписки и постоянного жительства, вероисповедание, ремесло, промысел, должность или служба и другие).
В истории этой переписи много интересных фактов и курьезов. Например, Николай II в графе «род занятий» указал: «хозяин земли русской», а некоторые мужики из деревень на вопрос об имени и отчестве жены, отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия».
Многие добровольные участники переписи были награждены медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года», которая была учреждена Николаем II. Среди награжденных много представителей русской интеллигенции, в их числе А.П.Чехов, который руководил группой счетчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.

Переписи населения. Ревизии: порядок проведения и наказания за утайку душ
Ревизия проходила следующим образом. В государственных и церковных деревнях ревизские сказки составляли приказчики, они же (вместе со старостами и выборными людьми) заверяли полноту и достоверность сведений своей подписью («рукоприкладством»). Помещики возлагали эту обязанность на своих старост и приказчиков, либо составляли сказки сами (если жили в своём поместье). Однодворцы подавали ревизские сказки о себе и своей семье, а также о принадлежавших им крестьянах. В городах проведением переписи занимались в XVIII в. ратуши и магистраты, позднее составлять сказки должны были сами мещане и купцы при посредстве органов городского управления. Ревизская сказка в этом случае заверялась подписью главы семейства и выборных лиц городского управления.
Срок подачи сказок устанавливался обычно в один год, при этом обычно по прошествии 6 – 10 месяцев после выхода указа ревизские сказки принимались только с уплатой штрафа. Для сибирских губерний сроки были больше на 3 – 6 месяцев. Однако эти положения не всегда соблюдался на местах, поэтому за указом о проведении ревизии следовали указы о продлении ревизии в разных регионах и у разных категорий населения.
  Указ 1719 г. устанавливал жестокие наказания за утайку душ (сами люди, не записанные в ревизию, назывались «прописными»). Приказчики, старосты и выборные, которые не внесли каких-то крестьян в ревизию, подлежали смертной казни. Избежавшие переписи крестьяне церковных и монастырских  имений передавались в казну вместе с землями, которые они обрабатывают. Однодворцы и татары за утайку душ подлежали наказанию кнутом. Кроме того, за каждую утаённую душу у них должны были забрать одного человека в рекруты. Помещики должны были заплатить за утаённых крестьян двойную подать. 
По указу 1723 г. наказание для помещиков усиливалось: если было установлено, что они приказали своим приказчикам скрывать крестьян от переписи, у помещиков отнимались деревни, а сами они приговаривались к работе на галерах. В других случаях они должны были уплатить штрафы от 1 до 10 рублей за каждого утаённого крестьянина. Если приказчики утаили крестьян по своей инициативе, они подлежали так называемой «политической смерти»: их возводили на плаху (что означало), после чего били кнутом и отправляли на вечную ссылку в Сибирь с лишением всех прав. Старосты и выборные, подписавшие ревизские сказки, должны были уплатить 10 рублей штрафа. Для однодворцев и ясачных были отменены телесные наказания за утайку и установлен штраф 1 рубль за утаённую душу.
Все эти меры сохранялись и при последующих ревизиях, вплоть до шестой ревизии 1811 г. Указ о проведении этой ревизии отменял все прежние наказания. По новым правилам в городских и сельских обществах ревизские сказки должны были ежегодно проверяться на сходе. Если открывалось, что кто-то был пропущен в ревизию, его причисляли к обществу по указу Казённой палаты с уплатой двойного оклада податей за всё время, что он числился в ревизии. Если же утайка душ открывалась помимо самих помещиков, сельских или городских обществ, то на помещика или общество налагался штраф 500 рублей за каждого прописного. Городских или сельских старшин, при которых произошла утайка, следовало отправлять в «рабочий дом» на год.
При этом с 1811 г. действовало положение, что все люди, не записанные в прошлую ревизию, должны были вноситься в новую без каких бы то ни было взысканий. Это положение повторялось в указах о проведении всех последующих ревизий.
По указу о восьмой ревизии 1833 г. сверх двойного оклада устанавливался штраф в размере 3 рубля с самого человека. Штраф с общества был снижен до 250 рублей. Если утайка была по невниманию городские или сельские старшины отправлялись в «рабочий дом» на три месяца, если же пропуск был сделан умышленно – отдавались в рекруты или ссылались на поселение в Сибирь. По указу о проведении девятой ревизии 1850 г. штрафы были пересчитаны в серебро и составили 90 копеек с души и 75 рублей с помещика или общества.
Однако, как со штрафами за сроки, эти меры наказания могли смягчаться последующими указами.
 Автор: Александр Воробьёв http://genealog-expert.ru/


Назад к списку